ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Вейс Г. История культуры народов мира


Различные ткани, из которых персы с древнейших времен изго­
тавливали себе одежду, находились в прямой зависимости от торго­
вых отношений и промышленности византийцев. Шелк, получаемый
прямо от серенцев (китайцев) или производимый в собственной
стране, шерсть и растительный пух (отчасти собственного произ­
водства, отчасти привозимый из Индии), а также холст, доставляв­
шийся преимущественно из Египта, составляли основные материа­
лы для нарядов.
 
 
Среди различных узоров, кото­
рыми украшались одеяния, поми­
мо упомянутых лиственных, звездча­
тых и прочих, в большом ходу были
фантастические изображения жи­
вотных. Укажем в качестве образца
на хорошо сохранившуюся шелко­
вую ткань, изготовленную в Пер­
сии при Сасанидах приблизитель­
но в IV или V столетии (рис. 81).
Персы любили ткани самых пе­
стрых расцветок. Металлы, среди
которых первое место занимало
золото, использовались не столько
для отделки одеяний, сколько для
изготовления украшений и отдел­
ки оружия. Они доставлялись из
северо-западных стран, гак же как
и драгоценные камни, которые в
значительном количестве привози­
лись из Индии вместе с жемчугом.
Многие из поздних авторов лишь
в редких случаях указывают на раз­
ницу костюма парфян и новоперсид­
ского наряда, потому сообщаемые
ими сведения следует отнести к обо­
им фасонам.
>-
Судя по сведениям Страбона (XV
3), составившего свое землеописание
во времена Тиберия и лично совер­
шившего путешествие по Востоку,
обычная одежда мужчин, преимуще­
ственно знати, состояла из несколь­
ких пар штанов, надеваемых одни на
другие; двойного кафтана с рукава­
ми, доходившими до колен, разно­
цветного снаружи, а внутри на белой
подкладке; летнего плаща, обычно
пурпурного цвета, заменяемого в
зимнюю пору другим, с более рос­
кошными узорами; высоких двойных
башмаков и высокого головного убо­
ра, похожего на тиару магов. Одежда
низшего класса ограничивалась двой-
 
ным кафтаном, сшитым до половины из шерстяной ткани, которым
обвязывалась голова на манер чалмы. Все сословия носили соответ­
ствующее званию оружие.
Это описание, относящееся к эпохе владычества парфян, почти
полностью соответствует костюму позднейших времен, изображен­
ному на сасанидских памятниках.
Среди этих памятников, состоящих в большинстве случаев из ко­
лоссальных рельефов, высеченных в скале, особенно два из них, на­
ходящихся недалеко от Казеруна, близ деревушки Дерзесы, могут
служить подтверждением сказанного выше об одежде низших со­
словий (рис. 82, а—г; ср. рис. 80, а, б, г).
Почти такое же соответствие существовало и в одежде высшего
сословия. Доказательством тому служат два других рельефа —
«Накш-и-Решиб» и «Накш-и-Рустам», изображающие Шапура I и Ар-
дашира с их двором (рис. 83, а, б).


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru